Переработка покрышек становится всё более актуальной проблемой в России. Это вызвано хорошими темпами развития отечественного автопрома, что очень радует, и, к сожалению, неэффективной программой утилизации.
Статистика неумолима
Судите сами, в Стране восходящего солнца успешно перерабатывается 89% всех покрышек, в Соединённых Штатах – 87%, а в странах Европейского союза – в среднем 76%. В нашей стране выбрасывается более 80% покрышек, отживших своё время.
В отечественном законодательстве прописано, что отработанные шины относятся к отходам 4-го класса, то есть подлежат обязательной переработке. Однако очень часто утилизация шин авто ограничивается только выбрасыванием покрышек на свалку и в лучшем случае их закапыванием.
Естественно, такой способ нельзя назвать экологическим безопасным, поскольку период разложения шинной продукции в естественных условиях доходит до 100 (!) лет. На протяжении этого долгого периода различные ядовитые вещества постепенно «вымываются» и впитываются в почву.
Как перерабатываются покрышки в России?
Всё-таки в последнее время это дело сдвинулось с «мёртвой точки», и всё большее количество компаний предлагает услуги такого плана. В нашей стране они используют два вида переработки: физический и химический.
При физическом способе шина максимально измельчается. Получается резиновая крошка (ещё называют порошковой резиной), которую используют при изготовлении различных резинотехнических изделий вроде шлангов, подошвы для обуви и покрытий гидроизоляционных материалов. Кроме того, она с успехом используется в качестве резинового модификатора для асфальта. К слову, у дорожного полотна с порошковой резиной срок эксплуатации повышается в 1,5-2 раза.
К химическому способу утилизации в мире прибегают очень редко. В России же он всё ещё пользуется популярностью. Особенно это распространено на свалках. Под химическим способом подразумевается высокотемпературная переработка. Он совершенно не экологичный, поскольку при сжигании резины загрязняется атмосфера, но при этом очень дешёвый.
В среднем покрышки живут 2-3 сезона. Это значит, что ежегодно на российских свалках скапливаются десятки тонн различных шин. Урон окружающей среде сложно недооценить. При этом, как мы уже упомянули выше, из покрышек можно получить неплохое вторичное сырье, поскольку при их производстве используется высококачественные резина и каучук.
О цене утилизации шин
В США стоимость утилизации резины составляет около $2, в Старом Свете – 1,5 евро, а в Японии – около $3. В нашей стране стоимость утилизации составляет в среднем 200-250 рублей. Окончательная цена зависит от веса и размеры модели шины. Согласитесь, что это не такие большие деньги за то, чтобы сохранить экологию.
Спасибо за внимание!
Согласен с автором. Проблему с отработавшими своё шинами нужно решать, открывать больше пунктов утилизации и создать более эффективную систему переработки